Чуваши

Чуваши, самоназвание ч a в а ш – один из многочисленных народов тюркской языковой группы в Волго-Уральской историко-этнографической области. Кроме Чувашской Республики, где чуваши являются титульной нацией, они живут в республиках и областях Урало-Поволжья – Татарстане, Башкортостане, Ульяновской, Самарской, Оренбургской, Саратовской, Свердловской, Челябинской областях. Значительными группами чуваши расселены в Сибири – Тюменской, Кемеровской, Новосибирской, Томской, Омской, Иркутской областях и Красноярском крае.

Общая численность чувашей в Российской Федерации, по данным переписи 2002 г., составила 1637,1 тыс. чел., в т.ч. в Чувашской Республике – 889,3 тыс. чел. По языковым и культурным особенностям чуваши делятся на три этнографические группы: верховых ( вирьял, тури ), средненизовых ( анат енчи ) и низовых ( анатри ). Чувашский язык, относящийся к болгарской группе тюркских языков, состоит из двух диалектов: верхового (окающий говор) и низового (укающий говор). Между ними языковеды выделяют также центральный или промежуточный диалект, являющийся переходным между двумя основными диалектами.

Среди более ста национальностей, населяющих Республику Башкортостан, чуваши занимают четвертое место (после башкир, русских и татар), составляя 2,9% ее населения. По переписи 2002 г. их в республике насчитывалось 117317 чел. После Республики Татарстан это самая многочисленная чувашская диаспора за пределами исторической родины. В 1989 г. численность чувашей в республике составляла 118509 чел. Между двумя последними переписями их численность в РБ сократилась на 1192 чел. (1,1%). Это один из самых низких показателей убыли чувашского населения не только в Волго-Уральском регионе, но и в пределах РФ. Для сравнения, численность чувашей в Чувашской Республике за указанный период сократилась на 2,0%, в Татарстане на 5,8%, в Самарской области на 14%. В целом численность чувашской диаспоры в РФ сократилась на 13,7%. Более всего чувашское население сосредоточено в западных, юго-западных и центральных (прибельских) районах Башкортостана. Чуть больше половины чувашского населения республики (54,9%) – сельские жители, доля горожан составляет 45,1%.

Сравнительно компактными группами чуваши расселены в Аургазинском (11,7 тыс. чел.), Бижбулякском (10,0), Стерлитамакском (5,2), Кармаскалинском (5,2), Белебеевском (3,6), Иглинском (3,4), Миякинском (3,1), Гафурийском (3,0), Ермекеевском (2,6), Шаранском (2,5), Федоровском (2,4), Куюргазинском (1,9), Уфимском (1,4), Давлекановском (1,2), Ишимбайском (1,2) Бакалинском (1,0) и Чекмагушевском (1,0) районах. Чуваши-горожане проживают в Стерлитамаке (14,0 тыс. чел.), Уфе (10,6), Белебее (7,1), Салавате (3,5), Мелеузе (2,7), Кумертау (2,6), Октябрьском (2,1), Туймазах (1,2), Ишимбае (0,8).

По мнению ряда исследователей, чуваши Башкортостана вместе с чувашами Оренбуржья образуют единый в языковом и культурном отношениях этнический ареал т.н. приуральских чувашей . Вместе с тем некоторые ученые вместо приуральской группы считают уместным выделить приикскую (бассейн рек Ик и Дема) и прибельскую (бассейн среднего течения р. Белой) этнотерриториальные группы.

Заселение чувашами обширных земель Южного Приуралья происходило в течение длительного исторического периода – с XVII по XX в. В освоении Башкортостана чувашами учеными выделяются три этапа: 1) с середины XVII в. по 30–40-е гг. XVIII в.; 2) до начала XIX в.; 3) XIX– начало ХХ в. На начальном этапе чуваши осваивали в основном территории северных и северо-западных районов Уфимского уезда. На втором этапе они расселялись в западных, юго-западных районах Башкортостана и смежных с ней территориях Оренбуржья. В это же время активизировались миграции чувашей в центральные (прибельские) районы.

По подсчетам ученых, занимающихся проблемами народонаселения края (В.М.Кабузан и др.), I ревизия (1719 г.) в Южном Приуралье чувашей учла в количестве всего 276 чел., а II ревизия (1744) – 7,5 тыс. чел. Как видно, по сравнению с предыдущей переписью произошло многократное увеличение численности чувашей в крае. Начиная с 20-х гг. XVIII в., увеличению притока переселенцев в Башкирию и Оренбургский край способствовало сооружение Новой Закамской, а позже Оренбургской линий. Именно под их прикрытием начинается быстрое заселение территорий Бузулукского, Бугурусланского и Белебевского уездов. Значительному увеличению численности населения в крае способствовали также Указы правительства 1736 и 1739 гг., которые отменили прежде действовавший запрет на продажу башкирских земель. Царское правительство не только разрешало переселенцам свободно селиться на новых землях, но и на время освобождало их от некоторых государственных повинностей. Это привело к тому, что приток вольных переселенцев в Башкирию и Оренбуржье, в т.ч. и чувашей резко увеличился. В итоге, III ревизией (1762 г.) в Южном Приуралье было учтено 35,8 тыс. чувашей; IV ревизией (1782 г.) – 44, 1 тыс., V ревизией (1795 г.) – 41,9 тыс. Всего, таким образом, численность чувашей в Южном Приуралье по данным I–V ревизий увеличилась в 151 раз.

В XIX в. численность чувашей в Южном Приуралье продолжала увеличиваться. По VIII ревизии (1833 г.) их в крае было уже 56,4 тыс., по I Х ревизии (1850) – 58,2 тыс., по Х ревизии (1858 г.) – 75,2 тыс., а по переписи 1897 г. – 60,6 тыс. Так, в результате миграций XVII–XIX вв. в Башкортостане складываются современные контуры расселения чувашей в пределах Бельско-Икского междуречья.

Приток чувашского населения в край продолжался и в ХХ в. Однако, по сравнению с предыдущими столетиями, темпы прироста были незначительными. Численность чувашей росла в основном за счет естественного прироста. По переписи 1920 г. чувашей в Башкирии было 77,1 тыс., 1926 г. – 84,9 тыс., 1939 г. – 106,8 тыс., 1959 г. – 109,9 тыс., 1970 г. – 126,6 тыс., 1979 г. – 122,3 тыс., 1989 г. – 118,5 тыс., 2002 г. – 117,3 тыс. Приведенные цифры свидетельствуют о постепенном уменьшении численности чувашей в Башкортостане, начиная с 70-х гг. ХХ в. Убыль чувашского населения в республике вызвана снижением рождаемости, оттоком сельских жителей, особенно молодежи, в города и районы крупных промышленных новостроек страны, процессами ассимиляции чувашей среди других народов, особенно в городских поселениях.

По классификации чувашских языковедов и диалектологов разговорный язык чувашей РБ и Оренбургской области относится к приуральскому говору , представляющим собой сочетание в нем в разных пропорциях элементов, присущих всем трем основным диалектам. Кроме смешения разнодиалектных явлений в языке чувашей Башкортостана отмечается сильное влияние татарского и башкирского языков. Это находит отражение в особенностях произношения, морфологии, а так же в лексике – широком бытовании в языке башкирских чувашей татаро-башкирских в основе слов. К примеру, это такие слова, как тару – «лекарство», алама – «плохой», юркан – «одеяло», чeркке, чиркки – «комар», хасaр – «теперь, сейчас» и т.д. Объясняется это тем, что для большинства чувашей татарский (локально башкирский) языки вплоть до начала ХХ в. служили средством общения не только с татарами и башкирами, но и с другими народами – мордвой, марийцами, удмуртами. Поэтому для них вплоть до наших дней характерно активное чувашско-татарское, чувашско-башкирское двуязычие, а нередко и многоязычие – чувашско-русско-татарское или чувашско-русско-башкирское.

Сходные природно-климатические условия на новых землях, с которыми столкнулись переселенцы, сравнительно компактное проживание, эндогамные браки и другие факторы обусловили сравнительно быстрое восстановление чувашами привычного уклада жизни и хозяйственных занятий. Как и на территории метрополии основными хозяйственными занятиями чувашей в Башкортостане стали земледелие и домашнее животноводство. Огородничество, пчеловодство, охота, рыболовство и собирательство в хозяйстве играли вспомогательную роль. Однако на новых землях, по сравнению с местами прежнего жительства, чуваши стали держать больше скота, заготавливать для них больше корма на зиму, обрабатывать более обширные площади земли под полевые и огородные культуры. Этому благоприятствовали плодородные черноземы, удобные пастбища и луга Башкортостана.

Традиционными жилищами у чувашей были четырехстенные дома с двускатной крышей. С начала ХХ в. повсеместно стали строиться пятистенки. Дома и хозяйственные постройки строились из липы, осины, березы, вяза, дуба и очень редко из хвойных пород. Снаружи стены построек чуваши промазывали слоем глины и белили. В степных безлесных районах (южные районы Башкортостана) дома в прошлом возводили из самана, а хозяйственные постройки (сараи, летние кухни) – из камня. В наши дни наряду с традиционными материалами для возведения домов широко используется кирпич и другие материалы. Для достижения декоративности жилищ мастерами широко используется фигурная кладка кирпича, полихромная раскраска фасадов и стен, украшение дома элементами деревянной резьбы.

Традиционная одежда чувашей Башкортостана представляет яркое многообразие. Здесь получили распространение несколько костюмных комплексов – верховой, низовой и средненизовой с элементами низового. Верховой комплекс одежды бытует в селениях чувашей-вирьял (Антоновке, Косяковке), второй комплекс – среди прибельской группы, а третий комплекс – в основном среди приикских чувашей.

Мужской традиционный костюм у чувашей был одинаковым с костюмом других народов. Основу его составляла украшенная вышивкой холщовая белая или пестрядинная рубаха до колен, однотонные из крашенины или полосатые штаны. Сверху рубаха подпоясывалась тканым или плетеным поясом.

В основе традиционного костюма у женщин – богато украшенная вышивкой туникообразная рубаха. У вирьялов и анат енчи рубахи изготовлялись из тонкого белого полотна с вышивкой, а у анатри – из пестряди с двумя или тремя оборками без вышивки. Однако до середины XIX в. анатри тоже носили рубахи белого цвета, которые также богато орнаментировались.

Верхняя одежда – белый холщовый халат ( шупaр ) или суконный кафтан ( йeлен ), осенью поддевка из шерстяной ткани ( сaхман ), зимой приталенная шуба из овчины ( кeрeк ).

Головные уборы праздничные: у девушек – тухъя (шлемовидная шапочка, покрытая бисером и мелкими монетами), у женщин – хушпу (шапка с длинной лопастью сзади в форме усеченного конуса или цилиндра с открытым верхом у средненизовых и полусферы с отверстием у низовых). Хушпу обшивался кораллами, бисером и серебряными монетами. В обычные дни девушки и незамужние женщины носили льняные и посконные платки. Замужние носили сурпан – особый убор в виде полотенца с вышитыми и обшитыми тесьмой концами. Мужчины летом носили войлочные шляпы белого или черного цвета, а зимой овчинные шапки.

Большую красочность женскому костюму придавали различные украшения, которые носили на руках, на шее, на груди, на спине, на косах. Из нашейных украшений у чувашек наиболее распространенными были бусы ( шaрcа ), ожерелья из бисера и монет ( мaййа , тенкeллe мaййа ), бисерные ожерелья-оплечья ( cуха ). Комплекс женских украшений дополняли нагрудные украшения-подвески ( сурпан cакки, сухал ), перевязи ( тевет ), поясные украшения ( сарa, яркaч ). Все эти украшения мастерицами украшались вышивками, бисером, серебряными монетами, раковинами-ужовками, тесьмой, кружевами, бахромой и т.д. Обычной обувью служили кожаные сапоги, зимой – валенки, однако наиболее общераспространенной обувью являлись лапти ( caпата ). В целом в одежде чувашей Башкортостана традиционные элементы национального костюма сохранились достаточно устойчиво. Однако в ней присутствуют некоторые элементы, которые являются заимствованными из костюмных комплексов соседних народов, прежде всего башкир и татар. Так, под влиянием юго-западных башкир у приикских чувашей появились массивные полукруглые нагрудники сухал и наспинники чecкап. По виду и названию эти детали одежды соответствуют башкирским украшениям h а k ал и сэс k ап. Вероятно, под влиянием башкир среди чувашей утвердилась также традиция ношения в качестве выходной одежды распашного верхнего халата из сукна йeлен . В настоящее время чувашская национальная одежда сохраняется главным образом в качестве праздничного и свадебного наряда.

В соответствии с хозяйственными занятиями в традиционной пище чувашей преобладали в основном продукты растительного происхождения. Широко употреблялись каши, толокно, мучные кисели. В качестве первого блюда были распространены супы на мясном или рыбном бульоне или «пустые» щи, приправленные овощами или дикорастущей зеленью. Традиционным блюдом является суп с лапшой или клецками ( салма яшки, caмах яшки ). Из мясных блюд лакомыми кушаньями считались вареная колбаса с начинкой из крупы и крови ( тултармaш) , рубец ( шaрттан ) из овечьего желудка с начинкой из крупы, рубленого мяса и кусочков животного жира. Молочные продукты потреблялись в виде парного и кислого молока, творога и творожного сыра ( чaкaт ). Хлеб пекли в основном из ржаной муки. Белый хлеб из пшеничной муки ( хaпарту ) употребляли только по большим праздникам и семейным торжествам. Для разнообразия на стол подавали различную выпечку: пироги – кукaль , лепешки – пашалу, юсман, cyхy, хaпарту, ватрушки с картофельной или творожной начинкой – пyремеч , иногда большой круглый пирог с мясом, крупой или картофелем – хуплу . Из традиционных напитков употребляли пиво ( сaра ), в изготовлении которого чуваши издавна считались непревзойденными мастерами. Изготавливалось оно из ячменного солода и хмеля. С пивом у чувашей в прошлом проводились многие семейные и календарные праздники и обряды, в т.ч. религиозные. Употребляли также симпыл – выдержанный медовый напиток и кaрчама – медовую бражку. В обычные дни пили чай из различных дикорастущих трав и листьев плодовых кустарников, а в жаркое время – освежающий напиток из кислого молока ( уйран ). В некоторых районах Башкирии чуваши для питья готовили кумыс. Под влиянием башкир и татар у чувашей Башкортостана прочно утвердилась традиция потребления чая с молоком и медом, а также приготовление некоторых блюд башкирской и татарской кухни. В целом национальная кухня чувашей Башкортостана не претерпела сильных изменений. В то же время она обогатилась многими блюдами и кушаньями интернациональной кухни.

Традиционные обряды и праздники чувашей Башкортостана в прошлом были тесно связаны с хозяйственно-земдедельческим календарем. Значительное место среди них занимали праздники земледельческого цикла: сурхури, нартукан (святки), caварни (масленица), акатуй, сапантуй (праздник по случаю окончания весеннего сева), cинcе, ceр каннa кун (праздник охранения земли). Важное место придавалось обрядам, связанным с заботой о будущем урожае: вaрлaх кaларни (вынос семян на поле), ака пaтти (моление кашей в честь завершения сева), cумaр чyк (моление о дожде), уй чyк (моление на поле о ниспослании урожая). Большую роль в обрядовой культуре чувашей играли ритуалы, связанные с культом умерших предков – мaнкун, cимeк, автан яшки и т.д.

Семейные праздники и обряды в своей основе также сохраняют свою традиционность и национальное своеобразие. Рождение ребенка воспринималось как радостное событие не только для семьи, но и для всего рода. С целью включения новорожденного в родственный коллектив чуваши проводили различные обряды. Особо значимыми среди них являются обряд ача чaкaчe (дитячий сыр), который устраивали в день рождения ребенка и ача сaри, ача яшки (буквально дитячье пиво, дитячий суп), проводившийся чуть позднее с приглашением родственников. В некоторых местностях этот обряд бытует под другими названиями: ача хaтлани, ача курма кайни, ача тяппине cуни и т.д. смыслом которых стало подношение денег и подарков новорожденному и его родителям «на зубок», «на обмывание ножек». С христианизацией чувашей в родинный обряд чувашей повсеместно внедрился обряд крещения новорожденного ( кacтина ) – большой семейный праздник с угощением крестных родителей, родственников и соседей.

С большим размахом и соблюдением множества ритуалов проходила свадьба ( туй ). В прошлом она продолжалась до 4-5 дней и проходила как в доме невесты, так и в доме жениха. На свадьбе обязательным было выполнение следующих обрядов: обращение старшего дружки ( мaн кeрy ) с приветственным монологом к родителям и родственникам невесты, выкуп ворот, плач невесты, переезд невесты с приданым в дом жениха, раздача ею подарков родне мужа, закрывание молодых в клеть, хождение новобрачной за водой и приготовление ею супа или блинов, послесвадебные гостевания старших родственников невесты и жениха друг у друга ( ceнe хaта ) и т.д. Особым обрядом сопровождался переход невесты в положение замужней женщины, когда с ее головы снимали покрывало и на голову одевали женский головной убор. Зрелищность и праздничный колорит чувашской свадьбе придавали песни и пляски, которые в течение свадебного торжества исполняли дружки жениха, женщины-участницы свадебного кортежа, подружки невесты. В настоящее время многие обряды на чувашских свадьбах проводятся в усеченном виде вместе с ритуалами гражданского брака или не соблюдаются вообще.

Большой устойчивостью и консервативностью отличаются похоронно-поминальные обряды, сочетающие в себе древнейшие языческие и православно-христианские традиции. В прошлом похоронный обряд состоял из множества ритуалов. Они определялись суеверным страхом перед умершим, который якобы мог нанести живым вред за их несоблюдение. В поминальных обрядах, как и у других народов, заметно стремление заручиться поддержкой и покровительством предков. Поминки проводили на 3, 7, 40-й день и на годовщину, которые сопровождались жертвоприношениями, ритуальными песнями и плясками под волынку-пузырь, разжиганием костров. Кроме индивидуальных поминок в соответствии с народным и православным календарем умерших поминали также в дни общественных поминок

Чуваши Башкортостана внесли весомый вклад не только в национальную и отечественную, но и мировую культуру, науку, литературу и искусство. Здесь родились поэты К.В.Иванов, Я.Г.Ухсай, С.А.Васильев, писатели М.Н.Данилов-Чалдун, И.А.Петрова (Нарс), Ф.Н.Вуколов-Эрлик, С.А.Савельев-Сас, ученые И.Н.Антипов-Каратаев, Г.Е.Корнилов, А.Н.Тихонов, А.А.Кондратьев, В.В.Николаев и др. С Башкортостаном связана жизнь талантливых учеников И.Я.Яковлева – П.М.Миронова, Г.И.Комиссарова, Ф.С.Аксинского, подготовивших не одну сотню учителей для чувашских, русских, мордовских и др. школ края. В Башкирии из среды чувашей вышли 8 Героев Советского Союза и 7 Героев Социалистического Труда.

С начала перестройки и реформирования общества по всей стране началось своего рода этническое возрождение народов Башкортостана. Не стали исключением и чуваши республики. Этот процесс начался на общественных началах с организации национально-культурных объединений. В 1986 г. в г. Уфе организовалось чувашское землячество, на базе которого в 1989 г. было создано Общество чувашской культуры РБ – один из первых национально-культурных объединений среди чувашских диаспор Российской Федерации и СНГ.

 

Результаты деятельности чувашских национально-культурных объединений и государственных органов республики в области национальной политики хорошо видны на примере новшеств, которые в последнее время произошли в духовной жизни чувашей Башкортостана. Начиная с 1989 г. в г. Белебее тиражом более 3 тыс. экз. выходит еженедельная республиканская газета на чувашском языке «Урал сасси» (Голос Урала). Чувашские газеты выходят также в Аургазинском и Бижбулякском районах. С 1994 г. в Стерлитамакской государственной педакадемии на филологическом факультете открыто чувашско-русское отделение, осуществляющее подготовку квалифицированных учительских кадров для чувашских школ. Подготовка педагогических кадров для школ и дошкольных учреждений ведется также в Белебеевском и Стерлитамакском педагогическом колледжах. Наряду с общеобразовательными учреждениями большую работу по приобщению учащихся к родному языку и духовному наследию народа в последнее время проводят чувашские воскресные школы, которые успешно работают в Уфе, Стерлитамаке, Мелеузе, Октябрьском и др. городах республики. В 1997 г. сеть таких учебных заведений пополнилась Чувашской гимназией в г. Белебее, где ведется углубленное изучение языка, истории и культуры чувашского народа. С 1988 г. в Башкортостане успешно работает республиканское литературное объединение «Шурa Атaл» (Агидель), которое объединяет более 50 человек, увлеченных литературным творчеством. Их произведения публикуются в печатных изданиях Башкортостана и Чувашской Республики. Участниками литобъединения осуществляется также активная работа по переводу произведений башкирских и татарских писателей на чувашский язык. Большой популярностью среди чувашского населения республики пользуются выходящие на республиканском радио и телевидении чувашские передачи – «Аван-и» (Здравствуй!) и «Тивлет » (Добро). С большим успехов у зрителей проходят яркие и самобытные выступления артистов чувашской фольклорно-эстрадной группы «Сарпи» . Коллектив организовался в 2000 г. при Стерлитамакской государственной филармонии. В июне 1995 г. Президентом РБ М.Г.Рахимовым издан Указ «О мерах по комплексному социально-культурному развитию д. Суук-Чишма Кармаскалинского района». На базе этой деревни создан Республиканский чувашский историко-культурный центр, в задачи которого входит осуществление комплекса мер по сохранению историко-культурного наследия чувашей. В целях улучшения библиотечного обслуживания чувашского населения республики центральная библиотека с. Бижбуляк с 1999 г. определена как базовая библиотека. Библиотека проводит большую работу по обеспечению чувашских библиотек литературой на родном языке, разрабатывает и издает разнообразные материалы по пропаганде чувашской литературы, культуры и искусства. В решении проблем этнокультурного развития чувашей Башкортостана важную роль играет Договор о дружбе и сотрудничестве между Башкортостаном и Чувашской Республикой, заключенный в 1994 г. и учреждение Представительства Чувашской Республики в РБ.

С 1999 г. большой и разнообразный объем работы по подъему национального самосознания, сохранению и развитию родного языка, национальной культуры, традиций, укреплению межнационального согласия между народами проводит Исполком Канаша (съезда) чувашей Башкортостана. Чувашские национально-культурные объединения и организации активно участвуют в общественно-политической и культурной жизни республики и поддерживают тесные связи с аналогичными общественными объединениями, действующими в Чувашской Республике и за ее пределами.

 
     
   

 

Используются технологии uCoz