Ко второму съезду чувашей Башкортостана.

Общественных организаций должно быть много

 

Сегодняшний наш гость – Иван Тарасов. В 80-е годы его хорошо знали читатели самой популярной республиканской молодежной газеты «Ленинец» как ежегодного лауреата. А появился он на страницах этой газеты в 1977 году как «Иван из деревни Ефремкино», юный комсомольский лидер. Газета «Ленинец» еще вопрошала, кем же станет Иван, увлекавшийся в то время очень многим. Государственным деятелем, журналистом, ученым, кем? По рекомендации молодежной газеты он поступил в Казанский государственный университет им. В.Ульянова-Ленина, стал профессиональным журналистом телевидения и печати. Кроме того, он - известный общественный деятель. Он - учредитель уфимского ансамбля и городского клуба «Нарспи», и всех ныне известных чувашских и межнациональных общественных организаций, кроме оппозиционных, основатель Чувашской воскресной школы имени П.М.Миронова, радиопрограммы «Аван-и» (Здравствуй!) и телепрограммы «Тивлет» (Наследие). В настоящее время Иван Григорьевич Тарасов – исполняющий обязанности председателя Канаша (съезда) чувашей Башкортостана, действительный член (академик) Чувашской Народной Академии.

В период подготовки к очередному съезду чувашей Башкортостана мы попросили коллегу ответить на ряд вопросов.

-И.Г., как ты стал национальным деятелем?

-Однажды у нас в колхозе горела ферма. И знаете, что рассказывали потом спасатели? Во время пожара животные стали убегать не от огня, а в огонь. Наверное, и общественные деятели в чем-то похожи на некое стадо, сознательно или подсознательно направляемся туда, где ситуация экстремальная . Как говорится, из огня да в полымя.

-Но, казалось бы, ты, комсомольский активист, должен был стать, прежде всего, интернационалистом, но никак не национальным деятелем?

-Сегодня эти термины никому не понятны, хотя словари объясняют их четко и однозначно. Однако, по сути, 25-30 лет назад «интернационалистами» называли себя националисты и шовинисты, приведшие Советский Союз к развалу. Они не признавали за этносами прав и перспектив, добивались создания некой невиданной общности на планете, которая бы говорила на одном языке, думала «правильно» и единообразно. Но я уверен, интернационалистом можно называться только тот, кто спасает от гибели этнические культуры, языки, помогает народам возрождаться. Именно к этому стремятся во всех развитых странах. К примеру, в 1992 году Парламентская Ассамблея Совета Европы приняла Хартию региональных языков и языков национальных меньшинств. В ней каждый язык оценен как культурное наследие не одного государства, а всей Европы, возрождение и развитие языков - как вклад в строительство новой Европы. Неслучайно чувашский народный ансамбль «Нарспи», который мы создали в Уфе в 1986 году, дважды приглашали в Италию на международный фольклорный фестиваль.

-Следовательно, национальный деятель – это и есть истинный интернационалист?

-Точнее не скажешь! Но я бы добавил, интернационалист – это активный национальный деятель, который болеет за каждый народ в равной мере. Именно из-за непонимания этого развалился СССР. Дело в том, что огонь разгорался не в сфере межнациональных отношений и интернационального воспитания, как думали и решили в Кремле, и тем самым, некстати, и спровоцировали то, чего больше всего опасались. По-настоящему огненно и жарко было внутри этносов. В послевоенные десятилетия этнокультурные проблемы народов при сверхсильной вертикали власти стали просто кричащими. Москва не хотела признавать этого. Между тем стремительно уходили в небытие целые этносы, сокращалась численность наследников и реальных носителей языков. Человек, общавшийся с земляками или, не дай Бог, женившийся на соплеменнице, вызывал неприятие у коммунистических кадровиков. В диаспоре я не знаю чувашей, которые бы в 40-70-е годы ХХ века достигли каких-то высот в карьере, женившись на чувашках, а не на представительницах иных национальностей. Не имея «нужной» национальности и партийности, передовикам производства нельзя было рассчитывать на ордена и медали, то же самое было при выдвижении в выборные органы. В 60-е годы студенты чувашской национальности, обучавшиеся в Башкирском сельскохозяйственном институте, собрались на обыкновенную вечеринку. После этого организаторов мероприятия таскали в местный КГБ, некоторых отчислили из института, а в райкомы КПСС разослали информацию о проявлениях пережиточного национализма среди студенческой молодежи.

Между тем к концу XX века мир изменился радикально. В последние десятилетия принято немало международных конвенций по охране и развитию как раз языкового и культурного многообразия мира. Россия в последнее время в этом плане наступает на прежние советские грабли. Нет-нет да наблюдаются признаки реанимации и обострения чиновниками внутренних проблем народов-этносов, о которых я говорил выше и о которых предупреждал Ленин в последних своих письмах. Чиновники не в состоянии понять, что котлеты и мухи должны рассматриваться не слитно, а по отдельности. Между тем даже США отказались от теории «плавильного котла», признают права граждан и народов на родной язык, образование, общение, культуру. Я не видел американского фильма, созданного после расовых волнений 60-х годов, чтобы среди героев были бы одни «бледнолицые».

-Какие проблемы чувашского населения беспокоят тебя больше всего?

-Проблемы российских этносов, как и регионов (территорий), совершенно одинаковые. Это укрепление позиций родных языков в семье и обществе, развитие и совершенствование национальной культуры на основе традиционных и общечеловеческих ценностей, преодоление бедности и безработицы, пьянства, алкоголизма и наркомании, предотвращение демографической катастрофы. Вообще, надо серьезно побеспокоиться за сохранение и укрепление здоровья всего населения страны.

-Каждый этнос считает, что у него проблем больше, чем у соседей. Между тем можно, наверное, перечислить все народы планеты и среди них не будет ни одного довольного своей жизнью и судьбой.

-Я думаю, это нормально. Если люди чем-то не удовлетворены, если они осознают возникающие проблемы и прилагают усилия, чтобы решить их, то это лишь обнадеживает. Это шанс, что они со временем будут жить намного лучше. Причем нет проблем, которые нельзя было бы решить совместными усилиями. На мой взгляд, стоит серьезно опасаться лишь одного легкого пути, который привел большим трагедиям во всем мире: поиска виновников своих бед среди других народов вместо того, чтобы заниматься коллективным созидательным трудом на благо всех и каждого. Ведь, говоря фигурально, каждый народ ест свой хлеб и несет свой крест. Нельзя тянуть одеяло только на себя, не думая об окружающих, иначе вопросы этнической диалектики перерастут в межнациональные проблемы.

-Во время встречи руководителей национальных организаций Башкортостана с Президентом России председатель Канаша (съезда) чувашей Башкортостана Г.П.Шушпанов заявил, что «такие безобразные межнациональные конфликты, какие известны нам по Кавказу, среди народов Башкортостана просто невозможны, этому не позволит менталитет наших народов».

-Да, он часто говорил это (пусть земля ему будет пухом!). Но помнишь, что ответил на это Президент? Он категорически не согласился с Георгием Петровичем. Президент подчеркнул, что надеяться на «менталитет» чрезвычайно опасно и наивно, потому что люди, живущие на Кавказе, как и остальные граждане России, все учились в одних и тех же советских школах, состояли в одних и тех же пионерских, комсомольских и партийных организациях. А ситуация в регионах как бы разная.

-Ты продолжил общественную деятельность в сфере национальной политики в 1986 году, то есть в период демократизации, гласности, перестройки. Как изменилась жизнь чувашей Башкортостана с тех пор?

-Изменилась сильно. И самое главное, в положительную сторону. Особенно изменились люди. Например, я знаю чувашей, которые раньше имели запись в паспорте «русский», а ныне они активисты именно национальных организаций. Таких много в среде бывших государственных и партийных чиновников. Растет численность и активность общественных организаций. Каждый человек и этнические группы ищут и умудряются находить какие-то внутренние резервы для дальнейшего развития. Например, у нас с 1988 года работает литературное объединение «Шура Адал» (Белая Волга). В течение 2005 года чувашские писатели Башкортостана за свой счет издали 20 книг.

За последние 20 лет кардинально изменились условия общественно-политической и экономической жизни россиян. Совсем иными стало информационное и культурное пространство. В этом смысле границы полностью разрушились. Теперь каждый человек и каждый регион все более реально ощущают себя субъектами всего мира, всей планеты. Так что глобализация не так страшна, как ее стараются малевать. Более того, мне кажется, что именно глобализация и спасет народы, языки, культуры и каждого человека от давления государственной машины своей страны. Если в 70-е годы мы ловили чувашские радиопередачи с не меньшим трудом, чем каналы «Немецкой волны» или «Свободной Европы», то с начала 90-х годов в Башкортостане регулярно выходят чувашские теле – и радиопрограммы. Ныне желающему подписаться на национальные издания не нужно обращаться в обком КПСС. Более того, можно подписаться на свою газету «Урал сасси» (Голос Урала) - издается с 1989 года. В 2003 году впервые за последние 65 лет в «Китапе» вышел чувашский литературно-краеведческий альманах «Сильбийские родники». Несмотря на продолжающийся демографический спад, по сводкам Министерства образования, увеличивается численность школ и детских садов, в которых изучают родные языки, литературу, культуру, историю своих народов. В Стерлитамакской государственной педагогической академии 12-й год работает чувашское отделение. Оно прямо на наших глазах становится не только образовательным, но еще и исследовательским, методическим центром. Между прочим, интересна история его создания. Идею создать чувашское отделение в БГУ первым высказал выдающийся башкирский профессор Дж.Г.Киекбаев, однако в хрущевское время не позволили ее осуществить. Замысел ученого воплотил первый Президент М.Г.Рахимов в 1994 году.

-Канаш (в смысле, съезд) оправдал надежды?

-Наш первый съезд, состоявшийся 26 ноября 1999 года, сразу же стал значительной вехой в истории всей чувашской диаспоры. Я не раз писал и говорил об этом, повторяю это и сейчас. В работе учредительного съезда чувашей Башкортостана участвовали руководители чуть ли не всех ветвей власти во главе с М.Г.Рахимовым. Это позволило совершить революцию в умах десятков тысяч моих земляков. Президент высоко отозвался о вкладе чувашей в развитие республики, призвал проявлять и в дальнейшем высокую политическую сознательность, социальную и трудовую активность.

На мой взгляд, теперь одной из важнейших задач является разделение полномочий и сфер деятельности между существующими общественными организациями. До Канаша у нас были две общественно-политические организации. Это Общество чувашской культуры и Союз чувашской молодежи. Но мы пошли на создание третьей организации – Канаша чувашей Башкортостана. Для чего? Чтобы у каждой общественной организации был очерченный (четко определенный) круг проблем и задач, чтобы они решали и отвечали за свой конкретный участок работы. Например, предполагалось, что Общество чувашской культуры РБ будет заниматься культурно-массовыми мероприятиями республиканского значения, Союз чувашской молодежи - своими специфическими проблемами, а исполком Канаша (съезда) чувашей Башкортостана проблемами общественно-политического и социально-экономического характера. Нам не удалось осуществить это в полной мере, но дело идет к этому.

-Наверное, перед съездом есть смысл больше говорить о проблемах, чем об известных достижениях?

-Надо говорить о проблемах, но не меньше - о достижениях. Они становятся привычными. Мы забываем, что было, точнее – не было у нас раньше, о чем и мечтать не смели. Например, о национальных теле - и радиопередачах, газете, издании книг. Безусловно, сейчас в России по сравнению с 70-ми годами больше свободы слова, печати, демократии. Хотя случаются и курьезы. Стоило мне поднять конкретные проблемы с обслуживанием культурных и духовных запросов чувашей ЧР и чувашской диаспоры, как последовало официальное обращение Министерства культуры и по делам национальностей Чувашии к своему чиновнику (полномочному представителю) Орлову с просьбой «рассмотреть письмо Тарасова И.Г. и принять соответствующее решение». Взяв в руки это послание, я не поверил своим глазам. Неужели мы живем не в XXI веке, а все еще в 60-х годах ХХ века?! Чиновники чувашского министерства вместо того, чтобы приступить к совместному решению назревших вопросов, ловко превратили их в личную проблему «возмутителя спокойствия». Они не потрудились ответить ни на один вопрос, поставленный мною в письме. Хотя я многократно просил их об этом. К сожалению, я не знаю, что надо сделать, чтобы российский чиновник стал совестливым человеком, чтобы он любил Человека, Гражданина, Народ, Закон и Родину больше, чем самого себя.

Меня очень беспокоит возраст руководителей и активистов Канаша и Общества чувашской культуры РБ. К сожалению, большинство из них является пенсионерами.

-Может быть, вместо нескольких общественных организаций надо создать одну, но активную, сильную, с молодым активом?

-Считаю, что это неправильно. Лучше иметь десять тысяч общественных организаций, чем содержать за счет налогоплательщиков тысячу «лишних» чиновников. В развитых странах чуть ли не по каждой социально значимой проблеме создаются общественные организации. Люди с общими проблемами объединяются, чтобы решить их общими усилиями, не перекладывая дополнительных забот, не предусмотренных должностными инструкциями, на плечи власти. А у нас какая беда? Это социальное иждивенчество, потребительское отношение, апатия и аполитичность, отсутствие интереса к общественной деятельности, привычка к социальным, хозяйственным политическим «нянькам». Конечно, для того имеется почва в виде традиций. После Октябрьской революции 1917 года Советская власть плеткой и пряником приучала нас, чтобы все проблемы, даже сугубо личные мы решали при посредничестве властей. Но это – не дело. Если мы перегрузим власть, она не сможет выполнять возложенные на нее функции по созданию для населения благоприятных политических и экономических условий. Таким образом мы поставим под удар перспективы строительства в стране гражданского общества. Не только республике, но даже чувашам нужен не один десяток общественных организаций. Сейчас, например, в связи с ростом численности писателей, самодеятельных композиторов, художников, артистов у нас вновь актуализировалась необходимость возрождения Союза чувашской творческой интеллигенции. Свыше десятка наших краеведов стали действительными членами и членами-корреспондентами Чувашской Народной Академии, поэтому есть потребность в создании помимо Общества чувашских краеведов РБ еще и филиала ЧНА. Вообще, это же доказано практикой: чем больше общественных организаций, тем выше творческая и социальная активность населения, тем успешнее строится в стране гражданское общество.

 

Светлана Васильева.

26.03.06 г., 07.04.2006 г.
 
     
   

 

Используются технологии uCoz